«Первый» спутник

В закладки

ESA, 7 августа 2020

В августе ESA отмечает 45-я годовщину запуска Cos-B, первого спутника, который будет запущен под флагом недавно созданного Европейского космического агентства (ESA), 9 августа 1975 года.

Cos-B, спутник для изучения космических гамма-лучей

Cos-B была первой европейской миссией по изучению источников гамма-излучения и была посвящена одному эксперименту. Концепция Cos-B была впервые выдвинута европейским научным сообществом в середине 1960-х годов и одобрена научно-техническим комитетом Европейской организации космических исследований (ESRO) в 1969 году.

«Его миссия состояла в том, чтобы составить карту неба, в частности Млечного Пути, в жёстком гамма диапазоне. Такие гамма-лучи возникают за счёт взаимодействия космических лучей высоких энергий с веществом межзвёздной среды.”, — сказал Брайан Тейлор, бывший научный сотрудник проекта ESA Cos-B.

Запуск COS-B

Удивительно, но Cos-B нёс единственный инструмент, задуманный в середине 1960-х годов и одобренный для этой миссии Советом ESRO в 1969 году. До этого момента первые спутники ESRO обычно несли семь отдельных приборов.

Брайан Тейлор

Разработка спутника началась в феврале 1972 года, компанией MBB Ottobrunn, Германия, а также субподрядчиками из Бельгии, Дании, Испании, Франции, Италии, Нидерландах и Великобритании. Гамма-прибор был разработан и построен консорциумом из пяти институтов Германии, Нидерландов, Франции и Италии.

Спутник Cos-B
ESA

Cos-B был запущен на ракете-носителе Thor Delta 2913 (Cos-B первоначально планировалось запустить на ракете-носителе «Европа-2«) с Военно-воздушной базы Ванденберг в Калифорнии 9 августа 1975 года. Спутник имел расчётный срок службы в один год, и возможным продлением ещё на год. Фактически, Cos-B продолжал успешно функционировать в течение шести лет и 8 месяцев, на четыре года дольше, чем планировалось. Окончание миссии совпало с окончанием запасов топлива, которые были сохранены благодаря тщательному выбору манёвров. Спутник был окончательно выключен 25 апреля 1982 года.

Карта плоскости Галактики в гамма лучах по данным обсерватории COS-B

Анализ научных данных и подготовка научного архива миссии были завершены к 1985 году, через десять лет после запуска. За время своего существования Cos-B увеличил объем данных о гамма-лучах в 25 раз. Научные результаты включали каталог 2CG, содержащий около 25 источников гамма-излучения, и первую полную гамма-карту Млечного Пути. Спутник также наблюдал за двойной звездой Лебедь X-3 и сделал первые наблюдения ядра галактики 3С 273.

На этом графике показана орбита Cos-B. Фиолетовые области указывают на положение радиационных поясов. Во время измерения Cos-B находился вне радиационных поясов, положение обозначено красным участком орбиты.

Старый Авангард