Церера

3В закладки

MONICA YOUNG, August 10, 2020, Sky & Telescope

Eric Betz, August 10, 2020, Astronomy.com

Сравнение океанских миров
Эта диаграмма показывает Цереру в сравнении с другими предполагаемыми океаническими мирами в Солнечной системе, включая спутник Сатурна Энцелад и спутники Юпитера Европу и Каллисто.
NASA

Церера — первый обнаруженный и самый крупный астероид в главном поясе и единственная карликовая планета внутренней Солнечной системы. Но в отличие от своих скалистых соседей, Церера представляет собой гигантский ледяной шар. Он содержит больше воды, чем любой другой мир во внутренней Солнечной системе, за исключением Земли. Учёные не ожидали, что астероид, находящийся далеко от Солнца, останется геологически активным. Однако космический аппарат NASA Dawn обнаружил возможную геологическую активность.

Новый анализ наблюдений с космического аппарата NASA Dawn, представлен в семи статьях в Nature AstronomyNature Geoscience и Nature Communications. После пяти лет изучения ряда странных особенностей поверхности вокруг недавно образовавшихся кратеров, астрономы полагают, что они нашли признаки присутствия большого количества подповерхностной жидкости.

«Рассвет»

Когда миссия Dawn впервые приблизилась к Церере в 2015 году, таинственное яркое пятно привлекло внимание. Это пятно оказалось солью на дне кратера Оккатор, длина которого 92 км (57 миль) в поперечнике. Но как эти пятна остались такими яркими после 22 миллионов лет с момента появления Оккатора?

В одной из статей, опубликованных 10 августа, группа учёных подробно раскрывает историю кратера Оккатор. Они полагают, что космическое тело упало на этом месте около 20 миллионов лет назад, пробив ледяную кору, через несколько часов кратер быстро замёрз.

Ближе к концу своей миссии космический аппарат Dawn запечатлел подробности таинственных белых пятен кратера Оккатор в районе под названием Cerealia Facula.
NASA/JPL-Caltech/UCLA/MPS/DLR/IDA/PSI

После завершения картографирования поверхности Цереры, внимание геологов миссии обратилось к Ахуна-Монсу, горе странной формы высотой около 4000 метров (13 000 футов). Широкая вершина и крутые склоны указывали на то , что это скорее криовулкан, извергающий лёд, а не лаву.

Ахуна-Монс, по-видимому, является криовулканом.
NASA / JPL / UCLA / MPS / DLR / IDA / PSI

Сначала эти признаки, казалось, указывали на древний подземный океан, который давно замёрз. Но новый анализ данных, собранных Dawn на последнем этапе своей миссии, с июня по октябрь 2018 года, показывает, что океан всё ещё существует, питая криовулканизм и геологическую активность.

Дивный мир

Первое доказательство получено прибором VIR (спектрометр видимого и инфракрасного диапазонов). Мария Кристина де Санктис (Национальный институт астрофизики, Италия) и её коллеги сообщают в журнале Nature Astronomy об обнаружении гидрогалита, среди солей в кратере Оккатора. Геологические процессы, должно быть, вскрыли этот минерал совсем недавно, потому что он не стабилен на поверхности Цереры.

Кратер Оккатор находится в северном полушарии Цереры. Астрономы считают, что яркие пятна внутри кратера образовались в результате столкновения с другим космическим объектом.
NASA/JPL-Caltech/UCLA/MPS/DLR/IDA

Второе доказательство получено благодаря исследованиям гравитационного поля, сделанных, когда миссия пролетела всего в 35 км (22 милях) от поверхности. Измеряя притяжение планеты, миссия могла бы определить небольшие вариации гравитации, которые были бы вызваны различиями в плотности под корой.

Согласно последним данным, полученным Dawn перед завершением миссии, внутри кратера и снаружи него наблюдаются изменения в гравитационном поле, что указывает на различия в плотности, соответствующие наличию «рассола» под Оккатором. Солевые отложения образовались при просачивании солёной воды через трещины, возникшие в результате удара. Кроме того, учёные выяснили, что кора карликовой планеты довольно пористая.

Изображение, построенное на основе данных, собранных миссией Dawn, показывает отложения, окрашенные в красноватый цвет, на фоне кратера Оккатор на Церере
NASA

Эти наблюдения разрешают продолжающуюся дискуссию о природе появления «факула Цереалий» (пятно, находящееся в центре кратера, получило название «факула Цереалий», а пятна, располагающиеся восточнее, получили название «факулы Виналий»). Анализ гравитационных данных подтверждает идею о том, что удар не только расплавил подземный резервуар, но и, вероятно, создал трещины, соединяющие дно Оккатора с более крупным, глубоким и старым резервуаром, способным стимулировать текущую активность .

Натриево-карбонатные отложения в Vinalia Faculae на дне кратера Оккатор Цереры. Эти тонкие пластинки минералов появились в результате деятельности маленьких горячих источников.
NASA / JPL-Caltech / UCLA / MPS / DLR / IDA / USRA-LPI

Церера как обитель жизни?

Учёные до сих пор ищут ответ на вопрос — что общего у Цереры с другими ледяными мирами нашей Солнечной системы, такими как спутник Юпитера Европа и Сатурн Энцелад. Однако некоторые минералы, найденные на Церере, также были найдены в шлейфах воды, извергающейся из Энцелада, что указывает на некоторую связь между этими двумя телами.

Все эти находки, взятые вместе, меняют представления астрономов о нашей Солнечной системе. Полвека назад они думали, что океаны Земли сделали её уникальным местом для жизни в нашей Солнечной системе. Но теперь выясняется, что во внутренней и внешней частях Солнечной системы могут существовать десятки потенциальных водных миров.

В ближайшие десятилетия астрономы будут настаивать на проведении целого ряда миссий для более детального изучения этих миров. А относительно близкое расположение Цереры к Земле могло бы помочь им обосновать необходимость визита в будущем.

Войдите, чтобы видеть ещё 31 комментарий, участвовать в обсуждении и не видеть рекламу.

Церера, як Гібралтар. Хто її контролюватиме, той домінуватиме в Системі.

*Без сарказма* Надо бы подсказать Рогозину идею отправить аппарат на поверхность Цереры. Это же будет "впервые в истории", ему должно понравится. И наконец-то позволит нам детально изучить подобное ледяное тело.

Хороший "донор" водных ресурсов, для Марсианской республики. Порядка 2 млн км, примерно в 7 раз дальше чем Луна от Земли.