«Экспресс»-решения

В закладки
Дата 31 июля 2020 года
Пусковое окно 00:25:19 (по Москве)
Место космодром Байконур
Заказчик ФГУП «Космическая связь»
Тип спутников спутники связи
Ссылка на трансляцию Роскосмос

Государственная корпорация «Роскосмос» планирует запустить два телекоммуникационных спутника «Экспресс-80» и «Экспресс-103» 30 июля с космодрома Байконур, расположенного в Казахстане. Новые спутники, произведенные АО «Информационные спутниковые системы» имени М. Ф. Решетнёва, будут выведены на геостационарную орбиту (круговую орбиту высотой 35 786 километров) . Данные космические аппараты предназначены для предоставления услуг связи и вещания в С- и Ku-диапазонах на всей территории России и в странах СНГ.

Роскосмос
Экспресс-80 Экспресс-103
Платформа Экспресс-1000Н Экспресс-1000Н
Рабочая орбита Геостационарная Геостационарная
Срок активного существования 15 лет 15 лет
Масса полезной нагрузки 471 кг 512 кг

Запуск спутников будет осуществляться тяжелой ракетой-носителем «Протон-М». «Протон-М» — ракета-носитель тяжелого класса. Ракета предназначена для запусков различных космических аппаратов. Сегодня ракета-носитель «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» обеспечивает выведение на геопереходную орбиту полезную нагрузку массой свыше 6 тонн, а непосредственно на геостационарную орбиту — до 3,3 т.

Первоначально старт планировался на 31 марта. Причём в расписании космических пусков этот — первый для «Протона» в нынешнем году. Но запуск ракеты-носителя отложили из-за некачественных комплектующих.

При проведении контроля качества комплектующих было обнаружено несоответствие одного из проверяемых параметров. Для обеспечения надежности и гарантии выполнения своих обязательств Центром Хруничева принято решение заменить серию комплектующих.

Гендиректор ГКНПЦ имени Хруничева Алексей Варочко

«Экспресс»-решения

О новых российских спутниках связи и вещания рассказывает ведущий менеджер проекта ИСС им. Решетнёва  Анатолий Кузнецов

– Чем была обусловлена необходимость создания спутников «Экспресс-80» и «Экспресс-103»?

– Немного предыстории. ГПКС – Федеральное государственное унитарное предприятие «Космическая связь» – в своё время заказывало для обновления российской группировки спутник «Экспресс-АМ4» в компании EADS Astrium (ныне Airbus Defense and Space). Но этот спутник был утрачен при запуске. После этого ГПКС заказало так называемый замещающий спутник – «Экспресс-АМ4R» – в той же компании. И вновь случилась авария. Аппарат должны были запускать в позицию 80 градусов в. д. Эта орбитальная позиция – одна из самых выгодных для ГПКС, потому что с неё видна вся территория России, и, соответственно, с одной точки можно обслуживать много пользователей.

К тому времени, учитывая потребность России в новых спутниках и в других орбитальных позициях, ГПКС было принято решение запускать не один, а два космических аппарата. Свои названия – «Экспресс-80» и «Экспресс-103» – они получили по своим рабочим позициям на орбите. (Впоследствии, правда, было решено, что «Экспресс-103» отправится в точку 96,5, а орбитальная позиция 103 градуса в. д. для него будет резервной).

– Большинство аппаратов, работающих в группировке ГПКС, созданы в компании «ИСС». Как наши спутники показывают себя в работе?

– Действительно, начиная с 1999 года по сегодняшний день, мы изготовили, обеспечили запуск и работу на орбите 16 космических аппаратов типа «Экспресс». Сначала это были спутники «Экспресс-А». Потом – аппараты серии «Экспресс-АМ». Затем появились «Экспресс-АТ». Были примеры, когда наши аппараты не просто служили блестяще в течение всего срока активного существования, но и сверх него долго работали без серьёзных замечаний. Например, спутник «Экспресс-А» № 3 вместо пяти лет отработал 13, а завершил свою службу из-за того, что кончилось топливо на борту. (Ему на замену был запущен созданный в компании «ИСС» спутник «Экспресс-АМ44» – прим. ред.)

Вернёмся к спутникам «Экспресс-80» и «Экспресс-103». Насколько в них сохранена преемственность с предыдущими телекоммуникационными аппаратами предприятия? И что в них заложено нового?

– Спутники «Экспресс-80» и «Экспресс-103» созданы на базе платформы среднего класса «Экспресс-1000» (разработка «ИСС» – прим. ред.). Это абсолютно новое поколение негерметичных космических аппаратов. Первым из них был спутник AMOS-5, дальше – Telkom-3, «Ямал-300К». На базе этой платформы также созданы спутники-ретрансляторы «Луч» – 5А, 5Б и 5В. Поэтому преемственность с точки зрения платформы сохраняется, хотя в каждом спутнике она имеет какие-то отличия.

Это обусловлено усовершенствованием состава платформы?

– Нет, это исходит от требований заказчика. Потому что каждый заказчик заинтересован в том, чтобы на его спутнике как можно больше энергетических и массовых ресурсов было отдано полезной нагрузке. А их просто так не изыщешь. Либо нужно уменьшать массу платформы, либо придумывать что-то ещё. Например, на «Экспрессе-80» и «Экспрессе-103» заказчик пожелал разместить по 26 стволов в трёх диапазонах частот. А это значит, что в полезной нагрузке должны быть ещё и антенны в трёх диапазонах.

Мы предложили решение этой задачи способом довыведения аппаратов в рабочие точки. Ракета-носитель «Протон» и разгонный блок «Бриз-М» обеспечивают выведение по прямой схеме аппарата массой не более чем 3 тонны 250 кг. У спутников «Экспресс-80» и «Экспресс-103» с учётом требований ГПКС суммарный вес составил 4 тонны 400 кг. Получается превышение больше чем на тонну. Нужно было компенсировать разницу в массе. И мы сделали это за счёт установки двигателей коррекции, поставив два дополнительных ксеноновых двигателя СПД-100, которые делает ОКБ «Факел» (г. Калининград).

Получается, что у нас впервые на аппараты среднего класса установлены дополнительные двигатели для довыведения?

– На наших спутниках впервые устанавливаются дополнительные двигатели довыведения. Сама же процедура довыведения впервые была применена нами при запуске аппаратов тяжёлого класса «Экспресс-АМ5» и «Экспресс-АМ6».

– Расскажите о зонах обслуживания спутников.

– Это в основном Россия и страны СНГ. На этих аппаратах нет перенацеливаемых антенн.

– Как изменится состояние связной группировки после ввода в эксплуатацию спутников «Экспресс-80» и «Экспресс-103»?

– Конечно, этот вопрос нужно задавать ГПКС. Единственное, что мы можем твёрдо сказать, что с запуском спутников «Экспресс-80» и «Экспресс-103» в первую очередь повысится надёжность всей группировки. Второе – увеличится её пропускная способность. И третье – появятся варианты создания каких-то дополнительных систем связи и привлечения новых пользователей.

Войдите, чтобы видеть ещё 42 комментария, участвовать в обсуждении и не видеть рекламу.

>впервые на аппараты среднего класса установлены дополнительные двигатели для довыведения В "РИА Новости" пишут, что наследника робота "Фёдора" будут собирать на отечественных аналогах электронных компонентов. Понимаю так, работы снаружи МКС для него обозначены неспроста, в МКС оно больше не влезет.

Коментар відредаговано модераторами. Причина: потенційний срач у гілці. Будь ласка, не порушуйте це важливе правило сайту.

Сколько я этих парадных интервью написал, за которые клиент платил бабло редакции... стыдно вспомнить.