SOHO. 4000-я комета

В закладки
Аудио

На прошлой неделе астроном — любитель заметил незамеченную ранее комету в данных от космического аппарата SOHO. Это было 4000-е открытие кометы для этой обсерватории. Таким образом SOHO (Solar and Heliospheric Observatory), проект NASA и ESA, становится величайшим в истории открывателем комет.

4000-я комета, обнаруженная солнечной обсерваторией ESA / NASA SOHO находится рядом с кометой под номером 3999. Эти две кометы находятся относительно близко друг от друга на расстоянии около 1 миллиона км.
Изображение: ESA / NASA / SOHO / Karl Battams .

Эта космическая обсерватория предназначена для изучения Солнца, но помимо изучения Солнца, SOHO неожиданно оказалась чрезвычайно эффективным инструментом для решения другой задачи: поиска околосолнечных комет. Обилие открытий комет отчасти объясняется работой группы любителей астрономии, которые изучают её данные, ища движущиеся объекты вблизи Солнца. Любитель астрономии и геофизики Трюгве Престгард — родом из Норвегии, обнаружил 4000-ю комету по данным SOHO на 15 июня 2020 года. Об этом сообщает NASA.

SOHO находится в точке Лагранжа 1 (L1) в системе Земля-Солнце. В этой анимации Земля синяя, а Солнце-жёлтое. Зелёные точки — это точки от L1 до L5.

Как и большинство других открытых комет, SOHO-4000 является частью семейства околосолнечных комет Крейца . Все кометы семейства Крейц следуют одной и той же общей траектории. SOHO-4000 имеет диаметром в диапазоне 4,5-9 метров. Комета была очень тусклой и находилась очень близко к Солнцу, когда её обнаружили. Это означает, что SOHO – единственная обсерватория, которая заметила комету, так как её невозможно увидеть с Земли через телескопом или, тем более, без него.

Мне очень повезло, что я нашёл 4000-ю комету SOHO. Я даже не предполагал, что это открытие станет юбилейным. Только после обсуждения с другими охотниками за кометами и подсчёта самых последних открытий эта мысль дошла до нас.

Трюгве Престгард

Карл Баттамс, учёный из военно-морской исследовательской лаборатории США в Вашингтоне, округ Колумбия, который работает в программе SOHO и управляет своей программой поиска комет, сказал:

SOHO не только переписал учебники истории с точки зрения солнечной физики, но, неожиданно, он переписал наши познания о кометах.

Космический аппарат

SOHO — космический аппарат для наблюдения за Солнцем. Совместный проект ЕSА и NАSА, был запущен 2 декабря 1995 года, выведен в точку Лагранжа L1 системы Земля — Солнце и приступил к работе в мае 1996 года. Из 12 приборов космического аппарата, девять были разработаны многонациональной командой, которую возглавляли европейские учёные. Более 1500 учёных со всего мира мир были вовлечены в программу SOHO.

Инструменты обсерватории.
Image credit: ESA
Фотография космического аппарата SOHO перед запуском.
Image credit: ESA / NASA