10 ближайших чёрных дыр

В закладки
Аудио
Инфракрасный след, оставшийся после звезды, которую «пожрала» чёрная дыра
NASA/JPL-Caltech

Чёрные дыры — массивные космические объекты. Увидеть их почти невозможно, поскольку они не отражают свет, даже наоборот, поглощают его в прямом смысле слова. Но астрономы могут чувствовать их присутствие по тому, как они взаимодействуют со своим окружением, позволяя нам мельком увидеть эти объекты. В прошлом столетии астрономы не только доказали, что чёрные дыры действительно существуют, но и нашли их в нашей собственной галактике.

Однако, исходя из количества звёзд в нашей Галактике, количество этих объектов должно приближаться к десятке миллионов. Беда в том, что если они не находятся вблизи другой звезды, их трудно обнаружить. В этих двойных системах чёрная дыра может украсть материал у своей звезды-компаньона, генерируя при этом отчетливый рентгеновский свет. Мы подготовили список из 10 ближайших чёрных дыр к Земле.

Наблюдения звездной системы в созвездии Единорога, получившем название А0620-00, выявили два объекта, вращающихся вокруг друг друга. Один из них невидим, но его масса в шесть раз больше массы нашего Солнца, что заставляет астрономов думать, что эта система является домом для самой близкой к Земле чёрной дыры.
Sloan Digital Sky Survey

A0620-00, или V616

Эта чёрная дыра иногда испускает вспышки рентгеновского света. Один из таких взрывов произошел в 1917 году, и именно так была открыта система. Во время вспышки в 1975 году V616 Monocerotis осветился более 100 000 раз, став самым ярким источником рентгеновского излучения, известным в то время.

• Примерно в 3500 световых лет
  • 6.6 солнечные массы
  • В паре со звездой главной последовательностью типа K вращается по орбите с интервалом 7,75 часа
  • Масса её спутника-звезды составляет лишь около 40 процентов массы нашего Солнца.

Третья по близости к Земле известная чёрная дыра находится в системе Лебедя X-1.
Roen Kelly

Лебедь X-1 (Cygnus X-1)

Учёные подозревают, что чёрная дыра Cygnus X-1 начала жизнь как звезда, масса которой в 40 раз превышала массу Солнца. Она, вероятно, коллапсировала и сформировала чёрную дыру около 5 миллионов лет назад-примерно в то же время, когда первые мамонты появляются на Земле.

• 6000 световых лет
  • 14.8 массы Солнца
  • У чёрной дыры есть горизонт событий длиной 300 км в поперечнике.
  • Сопутствующая звезда HDE 226868 -это голубой сверхгигант, которая находится на расстоянии всего лишь одной пятой расстояния между Солнцем и Землей.

Бинарная система черной дыры V404 Cygni.
Andrew Beardmore/Университет Лестера и NASA/Swif

V404 Лебедя (V404 Cygni)

Чёрная дыра очень медленно «пожирает» красного гиганта; материал, отделяющийся от звезды, вращается вокруг чёрной дыры и формирует аккреционный диск. Когда чёрная дыра «питается», то она испускает струи плазмы со стороны своих полюсов. В 2019 году ученые сообщили что струи, идущие со стороны V404 Cygni, меняют своё положение и направление со скоростью до 60% от скорости света. Они считают, что эти колебания могут быть вызваны искривлением пространства-времени чёрной дырой.

• 7800 световых лет
  • 9 солнечных масс
  • В паре со звездой спектрального класса K, которая на 70 процентов массивнее нашего собственного Солнца и в шесть раз больше в диаметре.

GRO J0422+32.
ESA

GRO J0422+32

Эта чёрная дыра либо самая маленькая из когда — либо найденных, которые образовались в результате коллапса звезды, либо это может быть нейтронная звезда-вердикт все еще не вынесен.

• 7800 световых лет
  • 3.66 — 5 солнечных масс
  • Компаньон — звезда главной последовательности типа M с именем V518 Per

Чёрная дыра находится рядом с небольшим облаком газа и пыли, где формируется новая звезда.
NASA / CXC

Лебедь X-3 (Cygnus X-3)

Её масса не очень хорошо вычислена, поэтому учёные не уверены, действительно ли двойная система Cygnus X-3 содержит чёрную дыру. Один из компаньонов системы представляет собой звезду Вольфа – Райе. Это невероятно яркий объект с необычным распределением элементов, особенно на его поверхности. Звезда, вероятно, сама довольно скоро станет черной дырой , так что следите за новостями — в течение следующего миллиона лет или около того.

• 20 000 световых лет
  • Примерно от 2 до 5 солнечных масс

GRO J1655-40.
NASA / CXC / A. Hobart

GRO J1655-40

Эта чёрная дыра и её компаньон движутся по Млечному Пути со скоростью 112 км/с (для сравнения: наше Солнце движется со скоростью около 20 км/с). Астрономы считают, что они достигли своей головокружительной скорости, после того как чёрная дыра сформировалась при коллапсе ядра массивной звезды.

• 11 000 световых лет (возможно, гораздо ближе)
  • 7 солнечных масс
  • В паре со звездой типа F, которая в два раза массивнее нашего Солнца
  • Чёрная дыра вращается 450 раз в секунду — достаточно быстро, чтобы искривить пространство вокруг неё

Область, окружающая Стрельца A*, собственную сверхмассивную черную дыру Млечного Пути.
NASA/JPL-Caltech/Judy Schmidt

Стрелец А*

Стрелец А* — это сверхмассивная черная дыра в центре Млечного Пути. Впервые её заметили в 1931 году, благодаря радиосигналу, поступившему из центра галактики. Наблюдая за движением ближайших звезд на протяжении десятилетий и наблюдая сгустки газа вблизи объекта, астрономы с тех пор твердо определили, что это действительно сверхмассивная черная дыра. Более того, теперь они знают, что большинство больших галактик также имеют их.

• 25 640 световых лет
  • Более 4 миллионов солнечных масс

Шаровидное скопление 47 Tucanae, где обитают десятки тысяч звезд, является второй по яркости такой группой звезд в ночном небе Земли.
ESA / Hubble

47 Tuc X9

Учёные до сих пор спорят, существует ли на самом деле чёрная дыра в шаровом скоплении 47 Tucanae. Недавние исследования предлагают доказательства за и против этой идеи. Но, если она есть, то это был бы редкий пример чёрной дыры в шаровом скоплении — то, что астрономы долгое время считали невозможным.

• 14 800 световых лет
  • Масса неизвестна

На иллюстрации текущее положение чёрной дыры обозначено фиолетовой точкой, а положение Солнца — жёлтой. Траектория, пройденная им за последние 230 миллионов лет, рассчитана на основе существующих моделей Галактики и отмечена на рисунке оранжевой линией.
I. Rodrigues and I. F. Mirabel (IAFESAp/CEA)

XTE J1118+480

• От 5000 до 11 000 световых лет
  • Более 6 солнечных масс
  • Учёные предполагают, что чёрная дыра является остатком массивной звезды, завершившей свое существование миллиарды лет назад и благодаря гравитационным эффектам выброшенная из родного звёздного скопления.

GS2000+25