Спутники Урана

2В закладки

Говерт Шиллинг, 15 сентября 2020 г., Sky & Telescope

Пять больших спутников ледяного гиганта Урана напоминают карликовые планеты во внешней Солнечной системе, такие как Плутон, Эрида и Хаумеа.

Оказалось, что хотя в визуальном диапазоне не все они обязательно выглядят одинаково, но у них одинаковые тепловые сигнатуры. Подобно большим карликовым планетам, спутники Урана очень хорошо сохраняют солнечное тепло, а их ночные стороны охлаждаются относительно медленно – типично для шероховатых, ледяных поверхностей больших, компактных объектов.

Изображения пяти крупнейших лун Урана: Миранды, Ариэля, Умбриэля, Титании и Оберона. Космический зонд «Вояджер-2» сделал эти снимки 24 января 1986 года.
NASA / JPL / MPIA

«Вояджер-2» наблюдал Миранду, Ариэль, Умбриэль, Титанию и Оберон в январе 1986 года, но космический аппарат не был оборудован для наблюдений, необходимых для изучения их теплового поведения. Эрс Детре (Институт астрономии Макса Планка, Германия) и его коллеги проанализировали архивные данные, полученные космической обсерваторией ESA «Гершель» (космическая обсерватория для полномасштабного изучения инфракрасного излучения в космосе), работавшей с 2009 по 2013 год.

Тщательно анализируя сигнал ледяного гиганта, они смогли выявить сигналы его спутников, которые на этих длинах волн были в тысячи раз слабее.

Ариэль проходит через диск ледяного гиганта на снимке 2006 года с космического телескопа Хаббл. Ариэль-это яркое пятно, а тёмное пятно-его тень.
НАСА / ESA / L. Sromovsky (Univ. Висконсин, Мэдисон)

Сравнение измерений обсерватории с детальной моделью, разработанной Томасом Мюллером (институт внеземной физики им. Макса Планка, Германия), выявило тепловую инерцию поверхностного материала. Результаты были опубликованы 14 сентября в журнале Astronomy & Astrophysics.

«Команда проделала отличную работу со сложным набором данных. Эти результаты являются важным вкладом в наше понимание лун Урана”, — сказала Хайди Хаммель (Ассоциация университетов по исследованиям в области астрономии), эксперт по Урану и Нептуну.

Иллюстрация показывает положение пяти крупнейших спутников Урана и их орбиты на 12 июля 2011 года. Слева: расчетное положение и орбиты лун. Справа: карта инфракрасной яркости на длине волны 70 мкм после удаления сигнала от Урана.
T. Müller (HdA)/Ö. H. Detre et al./ MPIA

Планетолог Мег Швамб (Queens University Belfast) соглашается, что это “отличный результат”, но она не очень удивлена, что пять больших лун напоминают карликовые планеты пояса Койпера. В конце концов, согласно современным представлениям, такие объекты, как Плутон, Эрида и Хаумеа, сформировались в той же области Солнечной системы, что и Уран.

«Подобное расположение в протопланетном диске означало бы сходные условия с точки зрения температуры, состава газа и т. д.”, — говорит она, что предполагает, что основные спутники Урана сформируются с такими же свойствами поверхности и составом, как и карликовые планеты. В отличие от этого, многие меньшие внешние спутники Урана, по-видимому, больше похожи на более мелкие объекты Пояса Койпера: относительно рыхлые, состоящие из горных пород и льда.

Новая космическая миссия на Уран, концепцию которой в настоящее время рассматривает NASA, должна дать ответы на многие вопросы, связанные с происхождением спутников этого ледяного гиганта.

Московский планетарий
  • Уран – это седьмая по удалённости от Солнца планета (седьмая планета Солнечной системы).
  • Уран открыт 13 марта 1781 года английским астрономом Уильямом Гершелем.
  • Гершель собирался назвать планету именем короля — «Звезда Георга». Но астрономы не приняли это предложение, так как оно совершенно не соответствовало астрономическим традициям.
  • Планета тяжелее Земли в 14 раз, а объём её больше Земной в 62 раза. По плотности она уступает первенство Сатурну.
  • У Урана есть слабо выраженная система колец.

Забытый: почему нам стоит поближе взглянуть на систему Урана?

Тест: Насколько хорошо вы знаете Уран?