Пусть всегда будет Солнце

В закладки
headset Аудио

Aditya-L1-это миссия ISRO (Индийской организации космических исследований) для изучения Солнца, утверждённая космической комиссией правительства Индии. Этот проект представляет собой национальную инициативу, предусматривающую сотрудничество со следующими учреждениями: ISRO, IIА (Индийский институт астрофизики), солнечная обсерватория Удайпура, научно-исследовательский институт Aryabhatta , TIFR (институт фундаментальных исследований Тата). На санскрите Адитья — это имя Солнца .
Общая цель миссии заключается в изучении хромосферы и короны с помощью набора инструментов, включая коронограф и УФ-визуализатор. Орбита вокруг L1 обеспечивает непрерывные наблюдения и является отличным местом вне магнитного поля Земли.

Изображение протуберанца, наблюдаемого USO / PRL (Udaipur Solar Observatory / Physical Research Laboratory)

Первоначально миссия Aditya-1 задумывалась как спутник весом 400 кг с одной полезной нагрузкой-VELC (Visible Emission Line Coronagraph) и планировалась к запуску на НОО. Однако спутник, помещённый на орбиту вокруг точки Лагранжа 1 (L1) системы Солнце-Земля, обладает преимуществом непрерывного наблюдения за Солнцем без каких-либо искажений. Поэтому миссия Aditya-1 была пересмотрена на миссию Aditya-L1 и будет выведена на орбиту вокруг L1, которая находится в 1,5 миллионах км от Земли.
Пересмотренная и усовершенствованная миссия Aditya-L1 была одобрена индийским правительством в 2015 году, и спутник будет запущен в 2020 году на корабле PSLV – XL. Это будет первая индийская космическая миссия по изучению Солнца, а также первая индийская миссия, которая будет размещена в точке Лагранжа L1, откуда возможны непрерывные наблюдения за Солнцем.

Aditya-1 должна была наблюдать только солнечную корону. Внешние слои Солнца, простирающиеся на тысячи километров над фотосферой, называются короной. Она имеет температуру более миллиона градусов Кельвина, что намного выше температуры солнечной поверхности (около 6000 К). Вопрос- как корона нагревается до таких высоких температур, до сих пор остаётся без ответа.

Инфографика от ВМ

Aditya-L1 может обеспечить наблюдения за фотосферой Солнца (мягкий и жесткий рентгеновский лучи), хромосферы (УФ) и короной (видимый). Кроме того, один из инструментов будет изучать поток частиц, исходящий от Солнца и достигающий орбиты L1, а другой будет измерять изменение магнитного поля на орбите вокруг L1. Эти инструменты должны быть размещены вне магнитного поля Земли и не могли бы быть полезны на НОО.

Полезная нагрузка

VELC ( коронограф)
Основной полезной нагрузкой продолжает оставаться солнечный коронограф с улучшенными возможностями. Основная оптика для этого эксперимента остаётся прежней. Солнечный коронограф проектируется и разрабатывается в IIA (Индийский институт астрофизики) в Бангалоре.
Целью работы является изучение солнечной короны, динамика и происхождения корональных выбросов массы; измерение магнитного поля солнечной короны.
VELC будет рассматривать следующие научные аспекты:

• Роль волны в корональном нагреве
  • В какой степени корональные неоднородности влияют на процесс нагрева и ускорения ?
  • Какова природа взаимодействия между плазмой и магнитным полем, которое приводит в действие извержение ?
  • Как ускоряются различные компоненты солнечного ветра?

SUIT (ультрафиолетовый телескоп)
Прибор разрабатывается в IUCAA (центре астрономии и астрофизики), расположенном в кампусе Университета Пуны, Индия. Целью работы является получение изображения солнечной фотосферы и хромосферы в ближнем ультрафиолетовом диапазоне (200-400 Нм) и измерение солнечной радиации.
SUIT будет решать следующие вопросы:

• Связь и динамика солнечной атмосферы: каковы процессы, посредством которых энергия направляется и передается из фотосферы в хромосферу, а затем в корону?
  • Какова кинематика извергающихся протуберанцев на ранней стадии?
  • Исследования солнечной радиации
  • Исследования протуберанцев: каковы механизмы, ответственные за стабильность, динамику и извержение солнечных протуберанцев?

ASPEX (эксперимент с частицами солнечного ветра)
Прибор ASPEX разрабатывается в PRL (Лаборатория физических исследований), Ахмадабад. Целью работы является изучение свойств солнечного ветра, а также его распределения и спектральных характеристик.
PAPA (анализатор плазмы)
Прибор PAPA разрабатывается в SPL (Лаборатория космической физики),расположенной в ВССК (Космический центр Викрам Сарабхаи), Тривандрум, штат Керела, Индия. Цель состоит в том, чтобы понять состав солнечного ветра и распределение энергии.
SoLEXS (рентгеновский спектрометр)
Инструмент разрабатывается в ISAC (ISRO Satellite Center), Бангалор, Индия. Целью работы является мониторинг рентгеновских вспышек (1-30 кэВ) для изучения механизма нагрева солнечной короны. SoLEXS вместе с VELC обеспечит данные для того чтобы изучить кинематику солнечных вспышек.
HEL1OS (рентгеновский спектрометр)
Прибор HEL1OS разрабатывается в ISAC и PRL (Лаборатория физических исследований) USO (Udaipur Solar Observatory). Целью работы этого инструмента является наблюдение динамических событий в солнечной короне, изучение жесткого рентгеновского излучения (HXR) от 10 кэВ до 150 кэВ во время импульсной фазы солнечных вспышек.
Данные HEL1OS будут дополняться данными VELC, SoLEXS, SUIT и наземными наблюдениями в радиочастотных диапазонах.
Магнитометр
Прибор разрабатывается компанией LEOS (Laboratory for Electro Optics Systems) и ISAC, оба учреждения расположены в Бангалоре.
С включением нескольких полезных нагрузок этот проект предоставляет возможность учёным из различных учреждений в стране участвовать в наблюдениях. Таким образом, расширенный проект Aditya-L1 позволит всесторонне понять динамические процессы Солнца и решить некоторые из нерешенных проблем в области физики Солнца.

Запуск

Запуск спутника Aditya-L1 запланирован на 2020 г. на ракете PSLV-XL с космодрома SDSC (Satish Dhawan Space Center, SHAR) на юго-восточном побережье Индии. Предполагается, что космический аппарат будет эксплуатироваться в течение 5 лет.