Две половинки одного целого

1В закладки
headset Аудио

Морфология и характеристики поверхности Марса существенно различаются в зависимости от местоположения. Северное полушарие Марса плоское, гладкое и местами располагается на несколько километров ниже Южного. Южное полушарие, между тем, сильно изрыто кратерами и усеяно очагами прошлой вулканической активности.

Север встречается с Югом

Переходная зона, известная как «дихотомическая граница», разделяет северные низменности и южные нагорья. Большая часть этого региона заполнена тем, что учёные называют беспокойной местностью: блочные, разбитые, фрагментированные участки местности, где грубый, изрытый оспинами марсианский юг уступает место более гладкому северу.
Это новое изображение со стереокамеры высокого разрешения Mars Express (HRSC) показывает именно это: область изрезанной местности под названием Nilosyrtis Mensae.
Nilosyrtis Mensae имеет лабиринтный вид, с многочисленными каналами и долинами, прорезающими местность. Вода, ветер и лед сильно влияли на этот регион, рассекая и разрушая местность, наряду с изменениями в марсианской геологии: долины формировались с течением времени, ударные кратеры медленно деградировали.

Nilosyrtis Mensae в 3D

Большой кратер справа является примером такой деградации: он имеет гладкий, округлый внешний вид, с пологими стенками, размытыми краями и плоским дном, которое со временем расширилось и заполнилось осадочным материалом. Эта морфология отражает как преклонный возраст кратера, так и уровни эрозии, которым он подвергся с момента своего образования.
Ученые интересуются Nilosyrtis Mensae не только из-за его расположения в этой интригующей переходной зоне между Севером и Югом, но и из-за секретов, которые он может хранить об истории воды на Марсе.
Наблюдения этого региона с помощью таких миссий, как Mars Express, выявили гребни, борозды и другие поверхностные текстуры, указывающие на текучий материал (скорее всего, лёд).Климат и атмосфера древнего Марса позволяли льду и снегу накапливаться и перемещаться по поверхности планеты. Считается, что лёд тёк через долины и плато в этом регионе в виде медленно движущихся ледников, которые сметали мусор, во время своего движения. Такие особенности были бы похожи на скальные ледники здесь, на Земле: либо ледяные потоки, покрытые слоями грязи и отложений, либо текучие смеси льда, грязи, снега и камня, перемежающиеся более крупными камнями и валунами.

Изучение и характеристика различных процессов, происходящих на поверхности Марса, является ключевой целью Mars Express. Запущенный в 2003 году космический аппарат уже более полутора десятилетий находится на орбите Красной планеты. Между тем, в 2016 году к нему присоединился космический аппарат «ЭкзоМарс Trace Gas Orbiter» (TGO) ЕКА-Роскосмос , вскоре к нему присоединится марсоход «ЭкзоМарс Розалинда Франклин» и сопровождающая его платформа, запуск которой запланирован на июль.

Mars Express

Название Mars Express был построен быстрее, чем любая другая сопоставимая планетарная миссия. Бигль 2 был назван в честь корабля, на котором Чарльз Дарвин путешествовал, формулируя свои идеи об эволюции.
Производитель Astrium, Тулуза, Франция, ведущий консорциум из 24 компаний из 15 европейских стран и США
Дата запуска 2 июня 2003 года
Ракета-носитель Союз-ФГ
Стартовая масса 1120 кг (включая 113 кг полезной нагрузки орбитального аппарата и 60 кг посадочного модуля)
Посадочный модуль Бигль 2
Выход на орбиту Декабрь 2003 года
Бигль 2  Посадка модуля состоялась 25 декабря 2003. После посадки Бигль 2 не смог удачно развернуть свои солнечные панели и так и не вышел на связь.

Войдите, чтобы видеть ещё 3 комментариев, участвовать в обсуждении и не видеть рекламу.