Информация по пуску Falcon 9 (Iridium-6 & GRACE-FO)

Дата 22 мая
Пусковое окно 22:47 по Киеву/МСК
Место База ВВС США Ванденберг
Ссылка на трансляцию Alpha Centauri
Посадка не планируется
Ступень: Второй полёт, Block 4 (B1043.2)

Основная миссия: уже десятый пуск SpaceX с начала года отправит на орбиту пять спутников по заказу компании Iridium и два научных аппарата NASA. Первая ступень ракеты используется во второй раз; предыдущий её полёт состоялся при запуске миссии Zuma 8 января 2018 года. Это будет 10й запуск с западного побережья для SpaceX (третий в 2018 году) и уже 12я первая ступень, которую используют повторно.

Iridium NEXT — инновационные спутники связи, способные (как и система их предшественников) покрыть и обеспечить подключение по всей площади земной поверхности. Помимо 66 спутников, которые находятся на орбите и работают постоянно, компания Iridium позаботилась о запасных вариантах и вывела на орбиту 7 «запасных» аппаратов. Новое поколение устройств (полностью совместимых с предыдущей системой) запустят в том же количестве: 66 непрерывно работающих спутников на орбите, ещё 6 запасных в космосе и 9 запасных на Земле. Из этих 66 SpaceX уже успели вывести две трети — 50 спутников за 5 запусков.

Аппараты Iridium-NEXT

Спутники построены на базе космической платформы ELiTeBus компанией Thales Alenia Space. Вес каждого из них составляет 860 кг. Размеры аппарата в сложенном состоянии — 3,1 × 2,4 × 1,5 м. Два разворачиваемых двухсегментных крыла арсенид-галлиевых солнечных батарей с размахом 9,4 м обеспечивают до 2200 Вт электроэнергии. Для маневрирования и удержания орбиты используются 8 гидразиновых двигателей с тягой 1 Н каждый, топливный бак вмещает 141 кг гидразина. Ожидаемый срок службы спутников — 15 лет. Рабочие орбиты спутников Iridium NEXT находятся на высоте 780 км с наклонением 86,4° и периодом обращения около 100 минут, в шести орбитальных плоскостях по 11 аппаратов в каждой. По мере запуска они будут постепенно заменять спутники первого поколения. Старые спутники будут сводить с орбиты с последующим сгоранием их в атмосфере. Запасные спутники будут располагаться на орбите высотой 667 км.

GRACE Follow-On (GRACE-FO) это продолжение миссии GRACE по наблюдениям за движением воды на нашей планете. Мониторя изменение в ледниках и океанах, подземных источниках, общее количество воды в реках и озёрах, наблюдая за океанами и морями, миссия предоставляет уникальный взгляд на климат нашей планеты и совершенствует наши знания о его состоянии.

Spacecraft

Спутники GRACE-FO

Интересен и принцип исследований GRACE: так как спутники находятся на относительно небольшом расстоянии на постоянной и поддерживают прямую связь между собой, мы можем замерять гравитационное влияние Земли на взаимодействие между аппаратами, что в свою очередь позволяет видеть распределение массы по земной повехности. Миссия действует на орбите уже 15 лет.

Аппараты построены по заказу NASA JPL, размеры обоих составляют 1.9 x 3.1 x 0.7, а масса — 600 кг. Спутники будут выведены на околополярную орбиту (наклонение 89 градусов), на высоту около 490 километров, средняя дистанция между ними составит 220 километров. За сутки GRACE-FO будут огибать нашу планету полных 15 раз.

В предыдущих запусках Falcon 9 выводила на орбиту сразу десять спутников Iridium-NEXT, однако сейчас верхняя пятёрка аппаратов будет заменена GRACE’ами.

РН: Falcon 9 — двухступенчатая ракета, полностью разработанная SpaceX, уже успела совершить 54 полёта в разных модификациях. Данная модификация под названием Full Thrust — третья для Falcon 9, и благодаря ряду улучшений позволяет выводить на орбиту более тяжелые грузы. В отличие от предыдущего запуска SpaceX, в сегодняшнем пуске будет использована версия Full Thrust Block 4 — промежуточная между Block 3 и финальной, Block 5. Среди изменений в этой версии — модифицированные двигатели Merlin 1D, которые используются на полную тягу; вмещается еще больше топлива. В качестве горючего используется ракетное топливо-1 (RP-1, керосин) и жидкий кислород в качестве окислителя. Эти компоненты закачиваются сверхохлаждёнными, поскольку тогда они имеют большую плотность, и позволяют вместить в один и тот же объем большую массу топлива. На низкую околоземную орбиту Falcon 9 Full Thrust может выводить до 22.800 кг полезной нагрузки, а на геопереходную — до 8300 кг.

Первая ступень оснащена 9 двигателями Merlin, разработанными SpaceX (по количеству двигателей и название ракеты — Falcon 9). Каждый из них выдает до 914 кН тяги в вакууме. Двигатели расположены так называемой октасеткой — 8 по кругу и 1 в центре. В таком расположении они позволяют поддержать миссию даже при отказе одного или двух двигателей. Такая способность из всех ракет есть только у Falcon 9. К тому же, двигатели Merlin способны регулировать тягу, что играет важную роль при посадке первой ступени.

Falcon 9 Block 4 со спутниками Iridium-NEXT и GRACE-FO на стартовом столе

Со второй ступенью первую соединяет композитная структура, которая содержит механизм разделения ступеней. После отделения на высоте около 80 км, первая ступень начинает свой путь назад — она просто плавно «сядет» на поверхность океана, ведь повторно использовать ступени старых версий SpaceX не планирует. Вторая же ступень продолжит основную миссию. Она имеет один двигатель Merlin. Оптимизированный для работе в вакууме, он выдает до 934 кН и отрабатывает около 6 минут полёта, после чего полезная нагрузка — спутники Iridium и GRACE-FO — отделяются и выводятся на нужную орбиту.

SpaceX попытается поймать одну из створок головного обтекателя, для этого будет использован парашют (его площадь увеличили после предыдущей попытки во время миссии PAZ) и скоростное судно под названием «Mr.Steven». Эта часть миссии не влияет на общий успех и является экспериментальной.

Руководитель проекта. Переводит, озвучивает, ведёт прямые трансляции, короче, рулит этим огромным космическим кораблём.