PopularEditorialNew
BestОбсуждаемое

Видимость звёзд ночного неба падает быстрее, чем считалось ранее

Ясное ночное небо в зависимости от уровня светового загрязнения: слева – отсутствующее загрязнение; справа – загрязнение крупного города. Изображение: NOIRLab | NSF | AURA, P. Marenfeld

Нетрудно заметить, что с каждым годом с ночного неба исчезает всё больше звёзд. Новое исследование, опубликованное в издании Science, утверждает, что это происходит намного быстрее, чем мы думали – а также демонстрирует важность любительских данных в науке.

Световое загрязнение

Почти везде на Земле после захода Солнца можно наблюдать феномен, называемый «свечением неба» – антропогенные сумерки, вызываемые рассеянием искусственного света в атмосфере. Это явление, конечно, сильно мешает астрономам – однако помимо этого, оно влияет и на физиологические процессы живых организмов, завязанные на цикл дня и ночи.

Новая научная работа учёных из Германии и США представляет собой первую попытку измерить изменения свечения неба в глобальном масштабе. Спутниковыми наблюдениями для такой задачи не обойтись, ведь очень немногие из аппаратов оборудованы достаточно мощными инструментами и при этом могут покрыть всю поверхность Земли. Поэтому исследователи прибегнули к помощи простых людей.

Гражданская наука

На протяжении 10 лет более 50000 волонтёров со всего мира сравнивали видный им участок ночного неба с предоставленными звёздными картами. Данные получилось собрать из 19262 локаций, из которых 3699 – в Европе и 9488 – в Северной Америке.

Наблюдения тысяч отдельных людей вместе складываются в глобальную картину, созданную будто целой сетью датчиков.

Кристофер Киба, ведущий автор статьи

Результаты

Исследователи считают, что уменьшение количества видимых звёзд можно объяснить увеличением яркости ночного неба. В Европе они обнаружили увеличение яркости на 6,5% в год; в Северной Америке — на 10,4%. Среднее значение по всей планете составляет 9,6% в год.

Если такая тенденция продолжится дальше, то там, где сейчас видны 250 звёзд, через 18 лет можно будет увидеть всего 100.

Такие результаты очень отличаются от имеющихся космических наблюдений. Авторы считают, что причина кроется в типах освещения, которые видны с поверхности Земли и с орбиты. Свечение неба в основном вызвано горизонтально направленным светом – например, от рекламных плакатов или окон домов – в то время, как на спутниковых снимках преобладает излучение, направленное вверх. Помимо этого, отмечают учёные, по ночам наши глаза намного более чувствительны к холодным тонам, которые, к тому же, сильнее рассеиваются в атмосфере.

Ограничения исследования

Такой подход к науке также имеет свои ограничения. Например, на результаты сильно влияет количество наблюдателей в каждом из регионов: больше всего среди участников было жителей Северной Америки и Европы, а около половины наблюдений из Азии были совершены японскими волонтёрами.

Это оставило учёных без надёжных данных о многих развивающихся странах, в которых как раз ожидается самый быстрый темп изменений.

Войдите, чтобы видеть ещё 6 комментариев, участвовать в обсуждении и не видеть рекламу.
Удачливая Эллен Рипли

Я думаю саме по цій причині локації обсерваторій відповідають їх цільовому призначенню. Я можу порівняти зорянне небо в містах й горах..,дві великі різниці. Та навіть в місті.., коли світломаскування запровадили , різниця відчувається неозброєним оком.

Кричащий Майор Том

Маску наверняка обидно стало, к нему придираются из-за отдельных ярких точек. А здесь подсвечивают весь небосвод, но в суд подать не на кого.

Нервный Эрролович

І ніч стане днем... Я думаю, що так і мало рано чи пізно статися, але очікував, що вже мої онуки не побачать зорі, але темпи якісь вже дуже небезпечні.