ПопулярноеРедакцияСвежее
ЛучшееОбсуждаемое

Высококонтрастные изображения открыли неизвестную структуру в галактике

В результате достижения высокодинамического диапазона для изображений команда астрономов из Японии впервые открыла слабое радиоизлучение, охватывающее гигантскую галактику с активной черной дырой в центре. Команда надеется понять, как черная дыра взаимодействует с материнской галактикой, используя те же методы для других квазаров.

Квазар 3С273 находится в 2,4 млрд световых лет от Земли. Это ядро галактики, которое может быть «домом» для массивной черной дыры в ее центре, которая поглощает окружающее вещество, давая взамен огромное излучение. 3С273 – первый открытый квазар и лучше всего изученный. Это один из объектов, который наиболее часто наблюдают в телескопы из-за его неизменной позиции на небе. Другими словами, 3С273 – настоящий радиомаяк.

Чтобы изучить галактику этого квазара, исследовательская группа использовала так называемую технику самокалибрования, чтобы снизить потерю радиоволн от 3С273 до галактики. В этом методе для коррекции влияния атмосферных колебаний Земли на телескопическую систему использовался сам квазар. Был достигнут динамический диапазон изображения со значением 85000, являющийся рекордом телескопа ALMA для внегалактических объектов.

В результате достижения этого диапазона команда открыла слабое радиоизлучение, протянувшееся на тысячи световых лет от домашней галактики. Радиоизлучение вокруг квазара обычно свидетельствует о синхротронном излучении, которое исходит от высокоэнергетических событий таких как всплески звездообразования или сверхбыстрых джетов, исходящих из центрального ядра. У квазара 3С273 есть такой синхротронный джет, который можно увидеть на картинке.

Гигантская галактика с высокоэнергетическим джетом в представлении художника. Источник:  ALMA (ESO/NAOJ/NRAO)

Важная характеристика синхротронного излучения — изменение яркости в зависимости от частоты. Однако открытое слабое радиоизлучение имело постоянную яркость независимо от частот. После размышлений над альтернативными механизмами команда обнаружила, что это слабое расширенное радиоизлучение идет от водородного газа галактики, напрямую питающегося ядром 3С273. Это первый случай, когда радиоволны от такого механизма распространяются на тысячи световых лет от домашней галактики квазара. И астрономы десятилетиями не замечали такой феномен в этом знаковом радиомаяке.

Почему же это открытие такое важное? В галактической астрономии было большой загадкой, может ли энергия квазара быть достаточно сильной, чтобы лишить галактику возможности формировать звезды. Слабое излучение может помочь решить этот вопрос. Газообразный водород является важным элементом в формировании звезд, но если на него попадает такой интенсивный свет, что он ионизирует газ, звезды не могут рождаться. Чтобы исследовать, происходит ли такой процесс вокруг квазаров, астрономы использовали свет в оптическом диапазоне, который излучается ионизированным газом. Проблема такого света заключалась в том, что космическая пыль поглощает его на пути к телескопу, поэтому трудно понять, сколько на самом деле света выделяет газ.

Более того, механизм, отвечающий за оптический свет, сложный, что заставляет астрономов делать много предположений. Радиоволны, открытые в этой работе, происходят из того же газа с помощью простых процессов и не поглощаются пылью. Использовать радиоволны для измерения количества ионизированного газа, создаваемого ядром 3С273, гораздо легче. В этом исследовании астрономы обнаружили, что как минимум 7% света от 3С273 поглощаются материнской галактикой и создают ионизированный газ массой 10-100 миллиардов масс Солнца. Однако у квазара 3С273 было много газа и до формирования звезд, поэтому не похоже, что их рождение угнетается ядром.

Грустный Томаш Пескек