ПопулярноеРедакцияСвежее
ЛучшееОбсуждаемое

Отложения льда дают подсказки о климате древнего Марса

Ученые уже давно используют слои льда южной полярной ледяной шапки Марса для исследования истории марсианского климата. Новое исследование гласит, что вместо них стоит обратить внимание на кратеры. Изображение: NASA | JPL | ASU

Так же, как и их земные аналоги, отложения марсианского льда хранят множество секретов о разных аспектах прошлого Красной планеты – от поведения её природных вод до влиявших на неё процессов небесной механики. Команде учёных под предводительством планетолога Майкла Сори они помогли выявить связь наклона оси вращения планеты и прецессии её орбиты с её климатом. И хотя их работа ограничена относительно недалёким прошлым, понимание того, как изменения в орбите Марса влияют на условия на его поверхности, необходимо для изучения истории обитаемости этого мира.

Ранее в подобных исследованиях учёные сосредотачивались на полярных ледяных шапках. Однако из-за их колоссального возраста трудно отличить действительно полезную информацию от шума – результата, отчасти, множества циклов накопления и испарения льда. Помимо этого, по мнению авторов работы, расположение на полюсах планеты делает их менее восприимчивыми к изменению наклона оси вращения Марса.

Вместо полярных шапок Сори и его команда обратились к залежам льда в кратерах – намного более молодым и всего несколько десятков километров в диаметре. Для изучения они выбрали кратер Берроуз, расположенный в южном полушарии планеты. В подобных небольших отложениях достаточно чистые слои не всегда находятся на поверхности. По словам Сори, наилучший результат бы принесло исследование ледяных кернов из глубин планеты, как это делают на Земле, однако марсоходам эта задача не под силу – вместо этого учёные использовали данные радара SHARAD, которым оборудован космический аппарат Mars Reconnaissance Orbiter, чтобы найти интересующие их слои.

Проанализировав данные радара, учёные обнаружили, что изменения в активности накопления льда имеют периодический характер с двумя периодами. Более того, отношение между ними точно соответствует отношению между периодами изменения прецессии орбиты Марса и наклона оси вращения планеты. Из этого команда сделала вывод о тесной связи климата и орбитальных процессов.

Открытие и дальнейшее изучение этой связи важно для понимания как истории Марса, так и земного климата. Красная планета чиста от множества факторов, которые влияют на погоду на Земле – например, биологии и тектоники.

Марс – природная лаборатория для изучения влияния орбитальных процессов на климат.

Майкл Сори, ведущий автор работы