PopularEditorialNew
BestОбсуждаемое

Астрономы обнаружили необычную чёрную дыру в соседней галактике

В звёздном скоплении B023-G078, расположенном в галактике Андромеда, учёные обнаружили уникальную чёрную дыру.

Слева — галактика Андромеда. Справа — скопление B023-G78 с чёрной дырой в центре. Изображение Iván Éder; HST ACS | HRC

Чёрные дыры – это одни из наиболее загадочных объектов Вселенной. Условно их можно разделить на три класса. К первому классу относятся дыры с массой порядка десятков-сотен солнечных, являющиеся конечным этапом эволюции некоторых звёзд. Второй класс чёрных дыр — сверхмассивные объекты в миллионы раз тяжелее Солнца, находящиеся в центрах галактик. Третий класс — теоретически предсказанные, но не регистрируемые ранее объекты с массой, занимающей промежуточное положение между первыми двумя классами.

Именно к третьему классу и относится обнаруженная чёрная дыра.

B023-G078 — звёздное скопление, являющееся, по мнению учёных, ядром маленькой галактики, лишившимся звездной оболочки. Подобное случается, когда маленькая галактика попадает под гравитационное влияние бóльшей. При этом звёзды из внешних областей меньшей галактики захватываются большей, а от меньшей остается только плотное ядро с чёрной дырой в центре.

Подобное явление — не редкость. Учёные и ранее обнаруживали подобные «чистые» ядра с чёрными дырами в центре, но их масса значительно превосходила массу B023-G078. Как говорят авторы исследования:

«Ранее мы находили массивные чёрные дыры в «чистых» ядрах, но эти ядра были намного больше, чем B023-G078. Мы предполагали, что внутри меньших ядер мы сможем найти чёрные дыры промежуточного класса, но до последнего момента это были лишь предположения».

Звёздное скопление в Андромеде уже много десятилетий привлекало внимание астрономов и вызывало обоснованные подозрения о том, что внутри него находится чёрная дыра ранее неисследованного класса.

Однако скопление подверглось изучению лишь единожды, в результате чего исследователям стала известна его масса (около 6,2 миллиона солнечных), но не было получено каких-либо данных о его структуре.

Лишь в 2014 году астрономы получили возможность более детально изучить B023-G078 при помощи обсерватории Джемини и космического телескопа «Хаббл».

Результатом изучения стало понимание того, что шаровые скопления, возникшие вследствие гравитационного взаимодействия зрелых звёзд в корне отличаются от получившихся в результате утраты галактиками внешних слоёв. И как раз внутри такого «чистого» ядра и была обнаружена чёрная дыра, подтвердившая теоретическую догадку астрономов.

Войдите, чтобы видеть ещё 4 комментария, участвовать в обсуждении и не видеть рекламу.
Расточительный Спок

Всего лишь масса необычная, я - то думал что квадратную обнаружили, как у Малевича ))

Начинающий Starman

Чёрные дыры, - недоказанный факт. А предсказанный кривым пространством Эйнштейна. Но в этом случае перестают работать законы Кеплера. Как можно исследовать то, чего нет? Все-равно что исследовать рок по творчеству группы Звери.