ПопулярноеРедакцияСвежее
ЛучшееОбсуждаемое

Сверхмассивные чёрные дыры создали необычную картину в далёком скоплении галактик

Учёные из NASA обнаружили в центре скопления RBS 797 четыре гигантские полости. Их источником может быть уникальная двойная система сверхмассивных чёрных дыр.

Слева – снимок скопления галактик RBS 797 в оптическом диапазоне, справа – в рентгеновском. Полости видно только на второй фотографии в виде чёрных областей: две большие слева и справа от центра и две менее заметные сверху и снизу. Изображения: оптическое – NASA | STScl | M. Calzadilla; рентген – NASA | CXC | Univ. of Bologna | F. Ubertosi

Скопления галактик – астрономические объекты невероятных размеров, которые состоят из триллионов звёзд, тёмной материи и газа, нагретого до сверхвысоких температур. Этот газ составляет намного бо́льшую долю массы скопления, чем сами галактики, и хорошо виден в рентгеновском диапазоне, что позволяет нам выявлять аномалии в его структуре при помощи таких инструментов, как космическая обсерватория «Чандра».

Именно так в скоплении RBS 797, удалённом от нас на 3,9 миллиарда световых лет, астрономы заметили четыре простирающиеся из центра “полости”, в которых горячий газ отсутствует. Открытие было описано в статье, опубликованной в издании The Astrophysical Journal Letters.

Сами по себе такие пустоты – не новое явление: считается, что их появление обусловлено выбросами плазмы от сверхмассивных чёрных дыр. Мощнейшие джеты выталкивают весь газ со своего пути, образуя две полости, расположенные по противоположные стороны от источника. От подобных случаев новое наблюдение отделяет наличие двух пар полостей, расположенных почти перпендикулярно друг к другу – подобный феномен явно требует более сложного объяснения.

Учёные выдвигают две основные версии. Согласно первой, в центре скопления расположены две чёрные дыры, которые практически одновременно выбросили перпендикулярно направленные джеты – именно к этому варианту происхождения полостей склоняются авторы работы; его также подкрепляют наблюдения европейской сети интерферометров EVN, которые свидетельствуют о наличии двух точечных источников радиоизлучения, расположенных всего в 250 световых годах друг от друга.

Скорее всего, пара чёрных дыр привела к появлению двух пар полостей. Хотя мы и предполагали, что сверхмассивные чёрные дыры могут формировать бинарные системы, одновременная активность обеих очень маловероятна.

Мириам Джитти, соавтор работы

Другая же версия гласит, что пустоты RBS 797 были результатом выброса материи от одной чёрной дыры, релятивистские струи которой поменяли направление. Если это действительно так, то предстоит выяснить, каким образом это произошло настолько быстро: согласно данным наблюдения, разница в возрасте между парами полостей составляет менее 10 миллионов лет.