ПопулярноеРедакцияСвежее
ЛучшееОбсуждаемое

Астрономы впервые обнаружили у экзопланеты магнитное поле

HAT-P-11b в представлении художника. Экзопланета обращается вокруг своей звезды на расстоянии в 20 раз меньшем, чем от Земли до Солнца. Изображение: Denis Bajram | University of Geneva

Магнитные поля играют ключевую роль в защите атмосферы планет, поэтому способность обнаруживать их у экзопланет – важный шаг к лучшему пониманию того, как могут выглядеть эти миры.

Объектом исследования астрономов стала планета HAT-P-11b – мир размером с Нептун, расположенный в 123 световых годах от нас. Команда провела наблюдения экзопланеты при помощи телескопа Хаббл, и обнаружила вокруг неё ионы углерода, присутствие которых хорошо объясняется наличием у планеты магнитосферы – области пространства вокруг небесного тела, которая формируется в результате взаимодействия магнитного поля тела с потоком заряженных частиц (например, звёздным ветром).

Это первый случай прямого обнаружения признаков наличия магнитосферы у планеты вне Солнечной системы. Сильное магнитное поле на такой планете, как Земля, защищает её атмосферу и поверхность от бомбардировки заряженными частицами, что способствует развитию жизни.

Гильда Баллестер, профессор из Университета Аризоны, соавтор работы

Важной деталью открытия стало наличие магнитного хвоста из заряженных частиц, удаляющихся от планеты со средней скоростью почти 50 километров в секунду. Длина хвоста составляет не менее одной астрономической единицы.

Для того чтобы лучше понять, как магнитное поле HAT-P-11b и её атмосфера взаимодействуют со звёздным ветром, учёные использовали компьютерное моделирование: оказалось, что хотя магнитосфера экзопланеты не имеет принципиальных отличий от земной, близость этого мира к родительской звезде заставляет верхние слои его атмосферы нагреваться и испаряться в космос, что и является причиной появления длинного магнитного хвоста.

Также астрономы определили, что металличность (относительная концентрация элементов тяжелее водорода и гелия) атмосферы экзопланеты ниже, чем следовало ожидать, основываясь на наших знаниях о планетах Солнечной системы. Ледяные гиганты нашей системы – Нептун и Уран – имеют атмосферы с более высокой металличностью, но слабые магнитные поля, в то время как содержание металлов в атмосферах намного более массивных Юпитера и Сатурна ниже, но их магнитные поля сильнее. Авторы работы полагают, что низкая металличность атмосферы HAP-P-11b может заставить пересмотреть наше понимание того, как формируются экзопланеты.

Ссылка на научную работу