ПопулярноеРедакцияСвежее
ЛучшееОбсуждаемое

Огромная планета у гигантских звёзд: система великанов, способная изменить науку

Международная группа астрономов из девяти стран во главе с Маркусом Янсоном из Стокгольмского университета в Швеции сделала интересное открытие. В своём исследовании учёные описывают обнаружение гигантской планеты у массивной двойной звезды. Их работа была опубликована в журнале Nature.

Планета в системе Бета Центавра в представлении художника. Изображение: ESO | L. Calçada

Речь идёт про Бета Центавра. Эта система находится на расстоянии 325 световых лет от нас и состоит из двух светил. Главная звезда имеет температуру поверхности 18000 K и как минимум в 6 раз тяжелее Солнца; её компаньон – чуть менее горячее и массивное светило.

Некоторые астрономы полагали, что у таких тяжёлых и горячих звёзд планет быть не может: считалось, что испускаемое ими мощное ультрафиолетовое и рентгеновское излучение подавляет формирование планет, буквально испаряя необходимый для их возникновения материал.

Но тут в дело вступил инструмент SPHERE Очень Большого Телескопа Европейской южной обсерватории. С его помощью исследователям удалось получить прямое изображение планеты в системе Бета Центавра. Огромный газовый гигант в 11 раз тяжелее Юпитера обращается сразу вокруг двух звёзд – то есть является планетой с кратной орбитой. Он удалён от них на расстояние в 100 раз превышающее дистанцию между Солнцем и Юпитером. Возможно, именно это и объясняет загадку выживания планеты.

Изображение системы Бета Центавра, полученное инструментом SPHERE с применением коронографа. Яркий объект в левом верхнем углу – пара массивных звёзд. Светлые и тёмные кольца вокруг пары – оптический эффект технического происхождения. Планета видна как яркая точка в нижней правой части кадра. В правом верхнем углу – звезда на фоне. Фото: ESO | Janson et al.

Планета в системе Бета Центавра – это очень странный мир, существующий в среде, совершенно непохожей на ту, что мы видим в Солнечной системе. Это среда с экстремальными условиями, заполненная жёстким излучением. Здесь всё гигантское: огромные звёзды, огромная планета, огромные расстояния.

Гаятри Вишванат, соавтор работы, аспирантка Стокгольмского университета.

Авторы работы надеются, что у них появится шанс подробнее изучить формирование и физические параметры этого гиганта с введением в строй Чрезвычайно Большого Телескопа, которое планируется к концу этого десятилетия.

Источник: ESO

Текст научной статьи (PDF)

Войдите, чтобы видеть ещё 4 комментария, участвовать в обсуждении и не видеть рекламу.
Весёлый Дарт Мол

Пора создавать вебсайт Beta Centauri! :)

Волшебный Дмитрий Олегович

Трішки незрозуміле формулювання : "Він віддалений від них на відстань у 100 разів, що перевищує дистанцію між Сонцем та Юпітером". Можливо, вірно буде: "Він віддалений від них на відстань, що у 100 разів перевищує дистанцію між Сонцем та Юпітером."?