Информация по пуску Союз-ФГ (Союз МС-09)

Дата: 6 июня 2018
Пусковое окно: 14:29 по Киеву/МСК (11:29 UTC)
Место: стартовый комплекс 1/5, космодром Байконур, Казахстан.на карте
Ссылка на трансляцию: Alpha Centauri

Основная миссия: Второй пилотируемый запуск 2018 года отправит на Международную космическую станцию экипаж 56/57 длительной экспедиции.
В корабле «Союз МС-09» с позывным «Алтай» — российский космонавт Сергей Прокопьев, астронавтка NASA Серина Ауньон-Чэнселлор и  немецкий астронавт Александр Герст, для которого это будет уже второй полёт. Прокопьев и Ауньон-Ченселлор летят впервые.

Сергей Валерьевич Прокопьев 1975 года рождения  — российский космонавт-испытатель отряда ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю. А. Гагарина». До поступления в отряд космонавтов служил лётчиком, подполковник запаса. Женат. Имеет сына и дочь. Увлекается спортом. Находился на должности космонавта-испытателя с 2010 года, входил в дублирующий экипаж 10-дневной экспедиции к МКС «Союз ТМА-18М», которая состоялась в сентябре 2015 года. С 2012 года проходил тренировки по внекорабельной деятельности (ВКД) в гидролаборатории ЦПК им. Ю. А. Гагарина, которая предусматривает подготовку к типовым операциям ВКД в модификации скафандра «Орлан-МК», приспособленной для работы под водой. Командир экипажа экспедиции 56/57 к МКС.

Экипаж миссии МС-09. Слева направо: С. Прокопьев, А.Герст, С. Ауньён-Чэнселлор

Сирина Мария Ауньон-Ченселлор — американская астронавтка 1976 года рождения, инженер, доктор медицины, имеет профессиональную степень в области общественного здравоохранения. К моменту зачисления в отряд астронавтов работала доцентом на кафедре профилактической медицины и социального здравоохранения факультета профилактической медицины и медицины внутренних болезней в Медицинском отделении Техасского университета. Участвовала в многочисленных океанических миссиях NASA, с 2006 года работала авиационным врачом по программе Space Shuttle, а в 2009-м попала в 20й набор астронавтов NASA. В миссии МС-09 заменяет другую американку, Джанетт Эппс, которую в январе 2018 года перевели на работу в Космический центр имени Джонсона в Хьюстоне. Заместитель руководителя медицинских работ для корабля Орион.

Александр Герст — немецкий астронавт Европейского космического агентства 1976 года рождения, самый опытный участник экспедиции. 11-й космонавт Германии. Доктор естественных наук. В 2009 году был отобран в отряд астронавтов ЕКА во время четвертого набора и прошёл курс общекосмической подготовки в Европейском космическом агентстве в Кёльне. 22 ноября 2010 года получил сертификат астронавта ЕКА. В качестве бортинженера совершил космический полёт на транспортном пилотируемом корабле «Союз ТМА-13М» в мае — ноябре 2014 года к Международной космической станции. Участник основных космических экспедиций МКС-40/МКС-41. Продолжительность полёта составила 165 суток 8 часов 1 минуту 9 секунд. Выполнил два выхода в открытый космос суммарной продолжительностью 6 часов 13 минут. Подготовку ко своему второму космическому полёту начал в 2016 году. А ещё Ирина Ларина является фанаткой Александра.

Круглая форма эмблемы экипажа ТПК «Союз МС-09» символизирует форму земного шара, внутри которого видна гора Белуха: самая высокая вершина Алтая. Трио белых лебедей летящих над землей на Международной космической станции символизируют трёх членов экипажа. Шесть звезд на чёрном фоне космоса — 6 членов экипажа длительной экспедиции на МКС.

В дублирующий экипаж экспедиции входят российский космонавт Олег Кононенко, канадский астронавт Давид Сен-Жак и американская астронавтка Энн Макклейн.

Эмблема экспедиции 56/57

РН: Союз-ФГ – РН среднего класса, используемая для запуска экипажей на корабле «Союз» или грузовых кораблей «Прогресс» к МКС, для выведения на низкую околоземную орбиту космических аппаратов. РН состоит из трех ступеней, каждая из которых использует керосин в качестве горючего и в качестве окислителя — жидкий кислород. Союз-ФГ пускается исключительно с космодрома Байконур.и может выводить на низкую околоземную орбиту до 7100 кг.

Первая ступень – это основной блок и 4 ускорителя. Каждый из ускорителей содержит 39 600 кг топлива и оснащен двигателем РД-107А, который развивает тягу до 1012 кН в вакууме. Отработав 188 секунд после пуска, ускорители отделяются от ступени. Основной блок РН выступает в качестве и первой и второй ступени: она зажигается за 20 секунд до старта (для мониторинга показателей) и после отделения боковых ускорителей работает как вторая ступень. Двигатель тут – РД-108А, который схож с двигателями на ускорителях, и выдает в вакууме тягу в 990 кН. Отработав 297 секунд, ступень отделяется от третьей ступени, которая оснащена двигателем РД-0110 (297.9 кН тяги в вакууме).

Союз МС-09 помещают под защитный обтекатель. 29 мая 2018 года. Credit: РКК Энергия, russianspaceweb

C 2019 года планируется прекратить использование Союз-ФГ для пилотируемых пусков и перейти на более новую версию РН — Союз-2.1а. Это будет 136-й пилотируемый полёт корабля «Союз», первый полёт которого состоялся в 1967 году. Стартовая масса корабля составит примерно 7200 кг. На пути к запланированной орбите установленная в нижней части корабля камера попытается заснять момент разделения со второй ступенью. Подобный эксперимент проводится впервые, он необходим для анализа ошибок, возникавших в работе вторых ступеней РН Союз-2.1 и Союз-У, в результате которых в 2015 и 2016 году были уничтожены два грузовых корабля Прогресс.

Сближение с МКС и стыковка пройдут по двухсуточной схеме. Планируемое время стыковки — 8 июня, 13:07 по UTC. Трансляция этого события будет проходить на YouTube-канале NASA Public.